РусскийБеларускi

 

Министерство образования Республики Беларусь
Главное управление по образованию Минского облисполкома

Управление по образованию, спорту и туризму 
Воложинского райисполкома

       

 

Одно окно | Об управлении | Образовательная сеть | Мероприятия | Райком | Сервисы

 

Меню раздела

 

 

 

статистика посещений

Яндекс.Метрика

 

 


Участие в культурно-образовательном проекте

«Это век из вдохновенья, этот век из серебра»

Цветаевские уроки

Урок русской литературы 11 класс

Поэтический мир М. Цветаевой

Презентация учащимися литературного альбома

«Поэтический мир М.Цветаевой»

 

Комель Т.В., учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

 Цели урока:

-       знать об основных темах и мотивах цветаевской лирики;

-       знать периодизацию творчества Цветаевой;

-       создать условия для развития творческих способностей учащихся

 

Ход урока

I.Организационно-мотивационный этап

-           Здравствуйте! Рада видеть всех вас. Мои дорогие ученики!

-           Вы такие юные, красивые, впереди у вас целая жизнь, полная открытий и свершений. Уроки литературы учили вас добру, мудрости, человечности. Всему тому, что станет главным, составляющим в вашей взрослой жизни.

-           Наш сегодняшний урок мы начнём с презентации литературного альбома, над которым вы работали в течение предыдущего месяца. Эта работа, надеюсь, обогатила не только ваш ум, но и душу.

II. Совместная деятельность по принятию проблемы урока                                                                   

Стихотворение «Моим стихам, написанным так рано...»

Это стихотворение, в котором сбылось пророчество гения, было написано М.Цветаевой. Оно открывает наш литературный альбом, посвящённый жизни и творчеству великой русской поэтессы, яркого представителя поэзии Серебряного века.

Работая над альбомом, мы узнали много интересного о жизненном и творческом пути одного из крупнейших поэтов ХХ века. Мы внимательно изучили материал литературной анкеты «Поэты о поэте», проводимой в 1992г. в год М.Цветаевой. Е.Евтушенко о Цветаевой сказал так: «Если говорить о поэтах-женщинах, то я думаю, что равных ей не было в мире». Убедиться в абсолютной истине этих слов помог труд Анны Саакянц «М.Цветаева. Жизнь и творчество», который и был использован в качестве основного материала при создании литературного альбома.

Слово учителя

Труд рассчитан на вдумчивого, серьёзного и мыслящего читателя, каковыми, как я уверена, вы и являетесь. Поэтому на урок вы, наверное, пришли с вопросами, на которые хотите получить ответ.

–­ В книге Саакянц неразделимы хроника жизни поэта и анализ творчества. Почему?

–­  Какие темы и мотивы являются ведущими в лирике поэта?

–­  Изучая материал учебника о Цветаевой, я часто встречала слова поэтика, поэтический мир М.Цветаевой. Я хотела бы более подробно узнать, что представляет собой поэтический мир М.Цветаевой.

Слово учителя

На все ваши вопросы даст ответ сегодняшний урок, который мы назовём так же, как и литературный альбом «Поэтический мир М.Цветаевой.

III. Операционно-исследовательский этап

Слово учителя

–­  Какой же он, поэтический мир М.Цветаевой? К слову поэтический подберём слова, отражающие процесс эволюции цветаевской поэтики

–­ романтика, вдохновение, радость бытия

–­  высокая трагедийность

–­ глубокая философия, тонкий психологизм.

– Почему слово романтика ты назвала первым?

(Предполагаемый ответ: Самый ранний период в творчестве Цветаевой носит ярко выраженный романтический характер. Однажды Цветаеву спросили, что такое романтизм. Она ответила: Романтизм – это душа. Душа всегда была главным героем цветаевского творчества. Свобода и душа – вечные и дорогие темы, которые идут рядом с темой любви.

В 18 лет М.Цветаева уже выпустила первый поэтический сборник «Вечерний альбом» (1910г.) Россыпь полудетских «впечатлений бытия» условно делилась в книге на три части: «Детство», «Любовь», «Только тени».  В этих частях всё сливается в единый романтический порыв: прекрасные годы детства, сновидения, любовь и дорогие сердцу «тени», ушедшие навсегда.

 «Вечерний альбом» можно назвать предвестником рождения новой творческой личности.)

Стихотворение.   Кто создан из камня,

                               Кто создан из глины...

–­ Как ты думаешь, к какому образу обращается Цветаева в этом стихотворении, обыгрывая этимологию своего имени?            

(К образу души. Душа всегда была главным героем цветаевского творчества).

Слово учителя

За «Вечерним альбомом» последовали ещё два сборника: «Волшебный фонарь» (1912г.) и «Из двух книг» (1913г), изданные при содействии С.Эфрона.

В течение этих пяти-шести лет жизнь поэтессы была, вероятно, самой счастливой по сравнению с последующими годами.

– Почему же это самый счастливый период в жизни М.Цветаевой?

(Предполагаемый ответ: М.Цветаева встретила Сергея Эфрона. Не окончив гимназии, М.Цветаева весной 1911г уехала в Крым. В Коктебеле, живя у М.Волошина, старшего, верного друга, благословившего её вступление в поэзию, познакомилась с Сергеем Эфроном.  

  Из воспоминаний Анастасии Цветаевой, сестры Марины Цветаевой:

«Да она очень любила Серёжу. Так как он её понимал, её не понимал никто. Марина любила его всегда. Такой красивой, как в тот год, когда она его встретила, даже волосы, до этого прямые, завились, она не была никогда. В письме Берии она старается защитить Серёжу и Алю, когда они были в тюрьме. С каким достоинством она писала и кому (!) – и с какой любовью к мужу: «Я прожила с ним 30 лет и лучшего человека не встретила».)  

–­ Какие темы становятся ведущими в этот период творчества?

Стихотворение «Мне нравится, что вы больны не мной»…    Это стихотворение было написано в 1915 году, в ранний период творчества Цветаевой. Здесь поэтесса мягкая, лиричная.

Слово учителя

1917год. В Москве безумно трудно жить», –  писала Цветаева Волошину в августе. Царский офицер С. Эфрон отныне превратился для Цветаевой в мечту. А она стойко переносила разруху и беспомощно – разлуку и лишения.

Осенью 1919 года – в самое тяжёлое время М. Цветаева отдала своих девочек в подмосковный приют; вскоре забрала оттуда тяжело заболевшую Алю, а в феврале 1920г. потеряла маленькую Ирину, погибшую в приюте от истощения.

Таковы её хождения по мукам за эти четыре года.    

–­  Что вы можете сказать о тематике творчества Цветаевой этого периода?

 (Предполагаемый ответ:  Никогда ещё не писала М.Цветаева так вдохновенно, напряжённо и разнообразно.

  С 1917 по 1920 год она успела создать более трёхсот стихотворений, поэму – сказку и шесть романтических пьес, сделать много записей – эссе. Создаётся впечатление, что поэтическая энергия становилась тем выразительнее, чем сильнее угнетали её трагические обстоятельства. В море цветаевской лирики первых лет революции обнаруживаются такие стихи, которые можно было бы назвать её словами: «Просто сердце» –­  обнажённое, без театральных одежд. Поэзия Цветаевой достигла расцвета. Почти каждая её стихотворение этого времени стало «классикой»: переходило в дальнейшем из сборника в сборник (циклы «Ученик», «Марина», «Разлука», «Хвала Афродите»).  

  Большинство произведений 1920г. о любви. Одно из них «Пригвождена к позорному столбу» Марина Цветаева прочитала на «Вечере поэтесс», который проходил в декабре 1920г. в переполненном зале Политехнического музея.)

Стихотворение «Пригвождена к позорному столбу…»

–­ Ты назвала слова высокая трагедийность. Как они соотносятся с тем периодом творчества, о котором ты говорила?

(Предполагаемый ответ: Поэзия М.Цветаевой, особенно этого периода, прониклась высокой трагедийностью. Её главными темами стали  человечность, верность, дружба, преданность. Жизнь и смерть, их вечное сосуществование станут основными мотивами творчества поэтессы. И, конечно же, любовь!)

Слово учителя

И в этот же период в лирике Цветаевой появились стихи о предназначении и долге поэта.

– В чём же, по мнению Цветаевой, предназначение и долг поэта?

(Предполагаемый ответ: Поэтический дар, считала Цветаева, наделяет человека божественной властью над умами и душами, возносит его над житейской суетой, делает его «безбытным». В то же время этот поэтический дар лишает человека обычных, земных радостей. Гармонии быть не может:

         Ибо раз голос тебе, поэт,

        Дан, остальное – взято.

Сущность творчества, по Цветаевой, в постоянной, неустанной работе, в переделке и шлифовке написанного.

Цветаева беспощадно требовательна к себе, к своему призванию. То, что кажется бессознательным, лёгким, парящим, должно быть выстрадано, строго проверено, отобрано.)

Слово учителя

«Музыка обернулась Лирикой», –­  писала поэтесса, с благодарностью вспоминая музыкальные вечера в родительском доме. Стихотворения Цветаевой напоминают маленькие музыкальные пьесы, они мелодичны, задушевны, чарующи, к ним постоянно обращаются композиторы, и тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы.                                                                                        

Звучит романс «Под лаской плюшевого пледа»

–­ 14июня 1921г. произошло событие, перевернувшее всю жизнь Цветаевой. Что же это за событие?

(Предполагаемый ответ: В этот день она получила первое за четыре года письмо от мужа из-за границы, где он находился после разгрома белой гвардии. Цветаева принимает решение ехать к Сергею Яковлевичу в Берлин – центр русского зарубежья.)       

–­  Что ты можешь сказать о тематике творчества Цветаевой этого периода, периода эмиграции?

(Предполагаемый ответ:   В Берлине Цветаева написала более двадцати стихотворений, совершенно не похожих на прежние и открывшие новые черты её литературного дарования. В стихотворениях говорилось о быте, любви, тленной и вечной.

Цветаева не только тонкий лирик, психолог, но и поэт глубокого философского содержания. Подтверждение этому – её стихи.)

Стихотворение «Я знаю правду! Все прежние правды-прочь!»

Слово учителя

   И всё-таки существовало на земле место, где она была абсолютно счастлива и абсолютно несчастна – Чехия. Центр русской эмиграции начала 20-ых. Чехия, куда она приехала 30-летней, Чтобы начинать всё сначала, где были написаны лучшие её стихи, где появился на свет сын.

–­  Этот период (Чехия!) в творчестве Цветаевой литературоведы считают одним из самых плодотворных и ярких. Почему?

(Предполагаемый ответ: Чехия для Цветаевой - Болдино. Через неделю после приезда - ещё вещи не разобраны,  убогость комнатки с видом на огород и несытость (однажды сварили слишком много каши-  поели сами, остальное отнесли в кастрюле приятелям, те голода не знали и очень удивились) –­ открывается первая «чешская тетрадь: «Сивилла: выжжена, сивилла: ствол. Все птицы вымерли, но Бог вошёл» Так можно было бы писать в Элладе, под грохот Эгейского моря, под белоснежный мрамор колонн, но не в чешской деревне под гоготание гусей. Но  Чехией рождены «Эвридика», «Душа», циклы «Провода», «Федра», «Поэт». Наконец вершина её творений – «Поэма Горы» и «Поэма Конца».)

Но писала о любви бездонной, трудной и светлой, вобравшей в себя бесчисленные оттенки переживаний.    

  –­  В чём же драматизм изображения любви в поэзии Цветаевой?

(Предполагаемый ответ: Любовь у Цветаевой не бывает счастливой. У Пушкина-любовь-нежность, любовь-прощение, у Цветаевой –­ любовь-страсть, любовь-разрыв. Однажды её муж, Сергей Эфрон, сказал о ней:

«Одна голая душа! Даже страшно! Открытость, откровенность –­  неповторимые черты лирики Цветаевой)  

Стихотворение  «Две песни»

Слово учителя

  С осени 1925г. Цветаева живёт во Франции, в основном в Париже и его пригородах. Во Франции она заявила о себе быстро и энергично: уже 6 февраля 1926г. в одном из парижских клубов состоялся её литературный вечер, вызвавший триумф. Во Франции ей многое не нравилось – как не нравилось бы на любой другой чужбине.  

  Всё чаще в творчестве Цветаевой звучат ностальгические нотки. Тема родины по сравнению с ранним периодом творчества претерпевает значительные изменения.

–­ Какие же именно?

(Предполагаемый ответ: Тема родины, её природы, истории, её национального характера находит отражение в знаменитом Цикле «Стихи о Москве» (1916г.)

В ранних сборниках Москва-воплощение гармонии, символ минувшего. «Стихи о Москве» –  это восхищение столицей, любовь и нежность к родному городу. Лирика Цветаевой последующих лет продолжает эту тему, но это уже взрыв тоски по Родине, идеальной, не исковерканной, не измученной:

               Покамест день не встал

               С его страстями стравленными,

               Во всю горизонталь

               Россию восстанавливаю.

Слово учителя

Последний, непродолжительный период в творчестве Цветаевой можно назвать, пожалуй, самым трагическим. Почему?

 Одиночество, состояние безысходности, душевные страдания привели Цветаеву к гибели. Как Н.Заболоцкий, Н.Пильняк, Н.Клюев, О.Мандельштам и многие другие писали, она стала жертвой сталинского тоталитарного режима.

         «Уже сколько их упало в эту бездну»

                               (музыка М.Таривердиева, слова М.Цветаевой)

IV. Контрольно-оценочный этап

Слово учителя

Перед вами таблица «Содержание поэтического мира М.Цветаевой».

Вы должны её заполнить, используя знания, полученные на уроке, в самостоятельной работе (работа с таблицей).

Как видим, поэзия Цветаевой широкомасштабна, поэтический мир яркий, разнообразный. Выделим основные, ведущие темы и мотивы в лирике Цветаевой.

Основные темы: тема Родины, тема творчества, тема любви.

Основные мотивы: мотив отказа и отречения, мотив странничества, мотив святости, праведности, мотив тоски.

VI. Домашнее задание   Эволюция поэтического мира М.Цветаевой (продолжить работу с таблицей).

V. Рефлексия

Слово учителя

В 1992г. в год М.Цветаевой Литературная газета провела анкету «Поэты о поэте». Вопросы задавались известным поэтам того времени. Один из них звучал так:

–­ Какой вопрос вы хотели бы задать самой Цветаевой?

–­ А как бы на этот вопрос ответили вы? (зачитываются ответы учащихся)

 

Ответы из анкеты «Поэты о поэте»

 Марина Аввакумова

– Марина, защищённей там?

 Иосиф Бродский

– Что я мог бы для вас сделать?

 Евгений Евтушенко

– Я бы просто поцеловал ей руку

 Владимир Леонович

–  На последнем одре Пастернак сказал сыну: умираю непримирённый.

Ходасевич писал: не стоит песен подлый мир…

Вас он, подлый, хотел себе уподобить, но только убил. Стоит ли он песен?

Владимир Корнилов

– На мой вопрос: «Как Вам удавались такие стихи?» - она бы не смогла ответить, потому что сама не знала. Поэтические удачи рождаются в той душевной смуте, в которую не войдёшь дважды.

Слово учителя

Мы лишь немного прикоснулись к огромному миру цветаевской поэзии. Литературное наследие её велико: поэтические сборники, статьи, драматические произведения.

Она никогда не подделывалась под вкусы читателей и издателей. Любое её произведение подчинено только правде сердца.


Отзыв на стихотворение Марины Цветаевой

«Что другим не нужно – несите мне…»

 Выполнила:

учащаяся 11 класса

ГУО «Средняя школа №2 г.Воложина»

Виршич Кристина Александровна

 

Руководитель:

учитель учебного предмета

«Русский язык и литература»

ГУО «Средняя школа №2 г.Воложина»

Кисель Елена Антоновна

 

         Тема поэта и поэзии является одной из важнейших в русской классической литературе. М.В.Ломоносов (стихотворение «Разговор с Анакреонтом»), Г.Р.Державин (произведение «Памятник») − продолжатели ещё более древней литературы – поэзии Горация. Именно этот древний поэт определил роль собратьев в жизни общества: они должны воспитывать народ, воодушевлять его на подвиги, говорить правду. Гораций утверждал, что сила поэзии могущественнее даже законов природы.

         Тему поэта и поэзии продолжает Марина Цветаева в своём стихотворении «Что другим не нужно – несите мне…». Для поэтессы творчество – один из важнейших, если не самый важный, дар человечеству. Поэтический талант проявляется через ряд символов, которые могут победить человеческую мощь. Разве может всегда победить человек огонь, ветер, бурю, вьюгу? Бывает так, что они ему неподвластны. Творческого человека, того, кто не подвержен наитию стихий, Цветаева не считала настоящим поэтом. Она умела сочетать силу стихии и свою собственную, внутреннюю. Ярким примером этого умения является её произведение «Что другим не нужно – несите мне…».

         Стихотворение написано пятистопным хореем, усложнённым пиррихием, что придаёт некую напряжённость и подчёркивает ритмически сильные места. Парная рифмовка, полная мужская рифма показывают уверенность поэтессы в сказанном, её власть над словом.

         Произведение разделено на 4 строфы. Поэт неразрывен со своим читателем – об этом говорят морфологические особенности стихотворения в каждой строфе. В первой поражает обилие местоимений: всё, другим, мне, моём, я, моему. Всё готова взять на свои женские плечи М.Цветаева:

Всё должно сгореть на моём огне!

Я и жизнь маню, я и смерть маню…

Вторая строфа начинается с синонима слова «огонь»:

Пламень любит лёгкие вещества…

Пламень пышет с подобной пищи!

От чего пышет пламя? От хвороста? Венков? Слов??! Метафора употреблена как очищающее душу средство, очень важное для человека созидающего.

         Третья строфа содержит, на мой взгляд, одну из важнейших в жизни М. Цветаевой проблему, просьбу, которая была важной до самых последних дней её жизни:

Поддержите высокую жизнь мою!

Поэтесса верила людям, любила их:

И да будет вам ночь светла.

         Раскрытию идеи стихотворения способствует его звуковой строй. Ассонанс на звуки [а], [э], [и] придают мягкость и еле заметную меланхоличность, а аллитерация на [м], [н], [г], [р] позволяет уловить властность, а иногда твёрдость звучания.

         Преобладают в стихотворении такие художественные средства, как оксюмороны («ночь светла», «ледяной костёр», «огневой фонтан»). Таким образом М. Цветаева попыталась передать всю выразительность символизма в её видении. Олицетворения («пламень любит», «пламень пышет») оживляют образ огня в произведении. И, как противостояние силе огня, встаёт образ поэтессы: анафора («Высоко несу свой стан, высоко несу свой сан…») даёт возможность читателю ещё раз задуматься над идеей автора: поэт сильнее мощи природы. М. Цветаева как бы перекликается с мнением Горация, Ломоносова.

         В стихотворении много восклицательных предложений, благодаря которым поэтесса показывает свою власть и непоколебимую решительность. Она как бы приказывает, даже повелевает отдать всё ненужное её огню, то есть берёт на себя ошибки людей. Кроме восклицательных предложений мы находим бессоюзные сложные предложения, сложносочинённые предложения, простые осложнённые предложения. Благодаря таким синтаксическим конструкциям автор старается доказать читателю свою правоту, убедить, что всё сказанное ей продуманно и обоснованно.

          В стихотворении «Что другим не нужно − несите мне…» огонь символизирует жертвенность творчества, акт творчества практически приравнивается к самоубийству:

Все должно сгореть на моем огне!

Я и жизнь маню, я и смерть маню

В легкий дар моему огню.

         В этом стихотворении поэт отождествляется с птицей Фениксом, что тоже весьма символично. В греческой мифологии Феникс − волшебная птица, имеет вид орла и великолепную окраску красно-золотистых и огненных тонов. Предвидя свой конец, Феникс сжигает себя в гнезде, полном ароматических трав, но здесь же из пепла рождается другой Феникс. Цветаева уже убедилась, что личная трагедия часто оборачивается для поэта творческим подъемом, поэтому она и пишет:

Птица-Феникс я, только в огне пою!

Поддержите высокую жизнь мою!

Высоко горю и горю дотла,

И да будет вам ночь светла.

          Я думаю, что символ огня имеет особо важное значение при раскрытии образа лирического героя. Его использование связано со свойственным Цветаевой тяготением к художественному мифологизму. Образ Феникса связан не только с представлением о возрождении, чистоте, целомудрии, гордом одиночестве, мудрости, совершенства, но и смерти. Символ крылатости выражает идею восхождения, подъема, полета поэта в момент творчества. Этот символ, выражая способность к полету, утверждает и определенные нравственные качества, присущие тому, кто к такому восхождению, полету способен: душевная чистота, сила, мудрость.

         Проанализированные символы показывают, каким образом поэт достигает своего идеального пространства − через принесение себя в жертву, через свою боль и даже смерть. Цветаева осмысливает это как расплату за поэтический дар, за способность к высшему творчеству. В результате при помощи нескольких ключевых символов создается целостная картина видения мира и места поэта в этом мире.

         Основная идея стихотворения заключена, по-моему, в  предложении:

Поддержите высокую жизнь мою!

         Поэтесса жаждет трагедий и боли для себя, жаждет уничтожить себя ради того, чтобы достичь вершины творчества. Самоубийство здесь рассматривается как благо.

         Стихотворение было написано в очень сложное для М. Цветаевой время: разлука с семьёй, гражданская война в России, голод, нищета, разруха. Поэтому и мечется её страдающее сердце, неся «свой высокий стан, свой высокий сан Собеседницы и Наследницы». Жаль, что сердце М. Цветаевой, наследницы великих традиций Державина и Пушкина, собеседницы своего народа так и не обрело покоя и выбрало смерть «как лёгкий дар» своему огню.

 

 

 

             

 

телефон горячей линии (801772) 63345, 55659, факс 55693, roo@volozhin.edu.by